Подготовка и работа в студии для эстрадных музыкантов


Запись в студии - итог длительной и тщательной работы над песней. Вне зависимости от того, в каком стиле играет Ваша группа, перед визитом в студию звукозаписи стоит иметь в виду следующие моменты:

  • Репетиции. На запись в студию нужно приходить подготовленными (как ни странно, бывают случаи, когда музыканты к записи фактически не готовы, хотя сами они думали иначе). Репетировать нужно как всем вместе, так и каждому музыканту в отдельности. Все партии должны быть придуманы и выучены. Не откладывайте "доводку" той или иной музыкальной партии до записи в студии - велика вероятность того, что именно на нее Вы потратите очень много времени.
  • Аранжировка. Аранжировка играет громадную роль в общем звучании песни. Не надейтесь решить аранжировочные проблемы средствами звукозаписи. Если на репетициях у Вас в некоторых местах песни звучит "каша", то и в студии ничего не изменится. Не расчитывайте, что звукорежиссер подскажет Вам, какую партию нужно изменить или исключить - это не его работа (да и не его сфера компетенции, некоторые звукорежиссеры считают себя не в праве вмешиваться в творческие задумки музыкантов, поскольку это уже продюсерская работа, за которую никто звукорежиссеру платить не будет).
  • Демо-записи. Сделайте демо-запись с репетиции. Многие репетиционные базы позволяют записать не только сумму с микшерного пульта, но и могут предложить поканальную запись. Внимательно прослушайте запись на предмет аранжировки - не мешают ли инструменты друг другу, достаточно ли мощные припевы, устраивает ли Вас форма песни, каково качество игры музыкантов. Внесите необходимые коррективы и сделайте демо-запись еще раз. Все это позволит избежать неприятных сюрпризов во время работы в студии.
  • Продумайте способ записи. Готовы ли Вы к тому, чтобы записать песню одновременно полным составом? Как показывает практика, записи, выполненные по такой технологии, звучат наиболее органично и "живо". Нужно ли Вам "причесанное" звучание? Если да, то, возможно, в этом случае нужно будет записывать каждого музыканта отдельно. Проконсультируйтесь с продюсером или звукорежиссером относительно техники записи, покажите ему свои записи с репетиций. Весьма вероятно, что вместе вам удастся выработать подходящую схему.
  • Будьте реалистичны. За один день работы в студии, если очень постараться, можно записать барабаны, бас, гитары и вокал на одну песню. Но я рекомендую всегда закладывать полтора-два дня на запись одной песни. Пусть лучше те часы, которые Вы не используете для записи, пойдут на редакцию или сведение, чем делать трекинг впопыхах в условиях дефицита времени.
  • Доверьтесь звукорежиссеру. Придя в студию, дайте звукорежиссеру возможность максимально хорошо выполнить свою работу. Расстановка микрофонов и коммутация оборудования может в некоторых случаях занять пару часов. Используйте это время для подготовки и настройки инструмента к записи. После того, как все микрофоны расставлены, и звукорежиссер получил все сигналы, он попросит Вас сыграть на инструменте, чтобы настроить уровни и послушать, как звучит инструмент через микрофоны. Пока Вы играете, звукорежиссер может поменять микрофоны или их расположение, использовать различные приборы для корректировки тембра и динамики инструмента и тому подобное. Все это может занять довольно много времени, поэтому Вам нужно будет проявить терпение, прежде чем Вы сможете придти в аппаратную и послушать, что же в итоге получилось.
  • Знайте, что вы хотите. Работая в студии, необходимо всегда держать в уме конечный результат - то звучание, которое вы хотите получить "на выходе". Необходимо понимать, что звучание каждого коллектива уникально, и интересный "саунд" идет в первую очередь от музыкантов (либо продюсера), а не от звукорежиссера. Если Вы делали демо-записи, как-то их обрабатывали и в итоге получили тот звук, к которому Вы стремились, покажите эти записи звукорежиссеру и расскажите, что Вы делали. Это поможет ему записать Вас так, чтобы добиться сходного эффекта.
  • Будте настойчивы, но разумны. Если, послушав пробный дубль, Вы недовольны звучанием записи, объясните звукорежиссеру, что именно Вас не устраивает. Не начинайте запись до тех пор, пока Вам не будет нравиться звук. Однако нужно прислушиваться и к тому, что Вам говорит звукорежиссер. А он может сказать, что данное звучание невозможно получить на Вашем инструменте (допустим, у Вас гитара Gibson, а звук нужен как у Ibanez), либо его нужно настроить иначе (например, подтянуть или отпустить пластик на барабане). Не забывайте, что 70% звука зависит от инструмента и музыканта, 20% - от помещения, в котором записывается инструмент, и только 10% зависит от звукорежиссера.
  • Не экономьте на расходных материалах. Всегда за день до записи меняйте струны и пластики. Из этого правила есть только одно исключение: его можно не соблюдать в том случае, если вы не хотите получить хорошую запись. Новыми струнами и пластиками считаются ни разу не ставленные и не игранные струны и пластики. "Вареные" струны и пластики "недельной свежести" не подходят.
  • Самое главное - получайте удовольствие от процесса!

Я надеюсь, что эти советы помогут Вам записать Ваши песни быстрее и проще. Удачи в студии!