Подготовка и работа в студии для академических музыкантов


Работа в студии - серьезный и тяжелый труд, как для музыкантов, так и для звукорежиссера. Поэтому к записи в студии нужно тщательно готовиться, чтобы по возможности избежать ненужной траты времени (а, следовательно, и денег) и сил. Давайте по пунктам разберем, как лучше подготовиться к записи в студии.

  • Репетиции. Чем лучше отрепетирован музыкальный материал, тем быстрее и легче Вы его запишете. Нет ничего хуже, чем записывать произведение по два-три такта за дубль, а затем мучиться на монтаже (я уже не говорю о том, что ни о какой музыкальности при таком способе записи речи не идет). Всегда организовывайте несколько репетиций перед записью, особенно если состав коллектива изменился, либо Вы планируете записываться с новым для Вас музыкантом.
  • Ноты. Всегда имейте с собой полный экземпляр (ксерокопию) нот для звукорежиссера (и еще один для продюсера, если он присутствует на записи). Ноты не могут содержать в себе только одну партию (например, вокальную строчку или партию первой скрипки), это должна быть полная партитура, в которой присутствуют все инструменты. В этом экземпляре звукорежиссер будет делать различные пометки (я часто пользуюсь цветными ручками или фломастерами), поэтому желательно, чтобы Вам было не жалко его испортить. Работа без нот сильно усложняет жизнь и Вам, и звукорежиссеру, а монтаж в таком случае обойдется Вам гораздо дороже. Кроме того, нет никакой гарантии, что Вы запишете дубли на все неудавшиеся фрагменты произведения.
  • Будьте пунктуальны. В подавляющем большинстве студий в стоимость смены включается так называемый технический час. Он используется для расстановки и подключения микрофонов, настройки рояля, выбора места для музыкантов на сцене и тому подобное. При небольших составах вполне реально попробовать различные микрофонные техники и выбрать наиболее подходящее звучание. Поэтому очень важно, чтобы музыканты приходили на запись заранее, чтобы максимально эффективно использовать технический час. Кроме того, во всех студиях существует правило: если музыкант опаздывает на смену, он в любом случае полностью оплачивает все часы. А в некоторых студиях могут вообще не допустить до записи без оплаты студийного времени.
  • Знайте, что Вы хотите. Приступая к записи, необходимо точно знать, как Вы хотите, чтобы Ваша запись звучала. Здесь имеется в виду не музыкальное исполнение, а именно звучание фонограммы. Хотите ли Вы, чтобы все инструменты были более конкретными и "сухими", или Вам нужно более общее звучание. Послушайте разные записи и выберите те, которые Вам больше всего нравятся. Обсудите их со звукорежиссером еще до того, как Вы придете в студию.
  • Проявляйте инициативу и заинтересованность. Чаще всего, звукорежиссер предложит Вам послушать первый пробный дубль (если нет, то попросите сами). Внимательно прослушайте его, постарайтесь слушать не только Ваше исполнение, но и общее звучание фонограммы: баланс между инструментами, планы ("конкретное" или "более общее" звучание), количество реверберации, тембры. Слушайте этот дубль так, как будто Вы слушаете конечный результат. Помните, что только во время записи существует реальная возможность все изменить. На более поздних этапах кардинально поменять звучание не получится. Обсудите со звукорежиссером те вещи, которые Вас не устраивают, попросите добиться того звучания, какое Вам необходимо. Дайте послушать звукорежиссеру фонограммы, на которые Вы ориентируетесь по звуку (если Вы этого еще не сделали) - это поможет звукорежиссеру понять, что Вы хотите. Не приступайте к записи до тех пор, пока Вас полностью не устраивает результат.
  • Будьте реалистичны в своих ожиданиях. Опыт показывает, что за одну смену (4 часа) можно записать максимум 20 минут музыки. То есть на запись диска нужно 3-4 смены. Можно ли увеличить "выход материала по времени"? Можно, но тогда запись из комфортной превратится в гонку с препятствиями - ситуация, в которой музыканты вряд ли будут чувствовать себя уютно. Имейте в виду, что если материал плохо отрепетирован (то есть Вы не готовы к записи), за смену может получиться записать только 10 или даже 5 минут музыки. Именно поэтому я рекомендую тщательно репетировать перед записью.
  • Не экономьте на студии. Если Вы хотите получить красивую, естественно звучащую фонограмму, записывать ее нужно только в акустически приспособленных для этого помещениях. Все разговоры о том, что можно записать музыкантов и в заглушенной студии, а затем добавить обработку, и все будет так же красиво и естественно - полная чушь. Вы никогда (повторяю, НИКОГДА) не сможете добиться в маленькой студии такого же звучания, как в естественной акустике. А вот сведение в этом случае может обойтись довольно дорого. Да и результат вряд ли будет удовлетворительным. Именно поэтому я работаю с академическими составами только в специально прспособленных для этого студиях.
  • Отдыхайте когда это необходимо. Всегда просите перерыв, когда чувствуете, что устали. Лучше потратить 5-10 минут на отдых и со свежими силами записать новый дубль, чем 30 минут пытаться из последних сил что-то из себя выжать, и так и не получить желаемого результата. Особенно это относится к вокалистам.

Я надеюсь, что эти рекомендации помогут Вам сделать работу в студии легче и приятней.