Обо Мне


 В этом разделе Вы не найдете скучных рассказов о том, когда я родился, как учился и кем работал. Для этого есть резюме, которое, кстати, лежит тут, неподалеку, и при желании с ним тоже можно ознакомиться...

После окончания музыкального училища меня многие спрашивали: почему я выбрал именно звукорежиссуру, именно эту непонятную большинству людей (в том числе некоторым музыкантам) и загадочную профессию. Казалось бы, чего тут такого сложного? Ну, микрофоны поставить, ну, на кнопку вовремя нажать, и все. Готово. Вроде и никакого тебе творчества, никакого самовыражения; короче, сплошная тоска и скука. Признаюсь, я и сам в то время смутно представлял себе, насколько многогранна и разнообразна эта специальность.

Судите сами: звукорежиссура - это не только так называемая "фотографическая" звукозапись, когда звукорежиссер должен быть максимально незаметен, "прозрачен" (этот подход применяется в основном при записи классической музыки, иногда джаза). Существует огромное количество стилей, где звукозапись именно творческая, то есть звукорежиссер принимает такое же активное участие в создании музыкального произведения, как и сами музыканты. Например, он может предлагать какие-то звуковые решения, которые музыкантам неизвестны, или о которых они просто не задумывались; возможно, в какой-то части произведения необходимо поправить аранжировку или даже форму (конечно, это необходимо делать тактично и аккуратно, чтобы ни в коем случае не обидеть композитора). Мало того, нужно суметь так записать и свести фонограмму, чтобы все в ней казалось лучше и "больше", чем на самом деле (да-да, звук, как и кино - одна большая иллюзия). Уверяю Вас, это очень непросто.

Другой аспект - работа с живым звуком. Вот тут звукорежиссер недооценивается многими начинающими (и, к сожалению, иногда и достаточно опытными) коллективами. Именно от этого странного, обросшего и небритого человека за пультом (который еще и стоит где-то за порталами) зависит буквально все: и звук в зале (то есть комфорт слушателей), и звук на сцене (соответственно, комфорт музыкантов). Только представьте, что будет играть ритм-секция, если у басиста в мониторе вместо барабанов один вокал, а ударник слышит только клавиши... А ведь подобная картина, к сожалению, не редкость. Часто мне приходилось наблюдать, как человек за пультом просто не мог справиться с помещением или аппаратурой, еще чаще - как звукорежиссеру было абсолютно наплевать на музыкантов и на то, что происходит в зале - гораздо приятнее сидеть, потягивая пивко и покуривая сигарету...

Если Вы думаете, что кроме студий и концертных площадок звукорежиссеры больше не нужны, то Вы ошибаетесь. Существуют еще радио и телевидение, где, как мне кажется, работает больше специалистов, чем в студиях. С бурным развитием компьютеров возникла необходимость в записи музыки и текста для всевозможных игр (очень часто крупные компании строят для своих нужд небольшие студии), а с распространением сотовой связи появилась потребность в новом контенте: мелодиях, рингтонах, голосовых услугах и так далее.

Но это все я понимаю сейчас, а тогда, пять лет назад, мне абсолютно нечего было ответить кроме как "хочу туда и все!" Что ж, с таким аргументом спорить было сложно, и родителям пришлось смириться. Итак, я стал счастливым студентом Российской Академии музыки имени Гнесиных. А уже через год начал работать в студии.

Передо мной стояла нелегкая задача - нужно было выбрать приоритетное направление: живой звук или работа в студии. Необходимо было понять, что мне ближе, и я решил попробовать и то, и другое. В этот период параллельно с записями на студии я начинаю работать на концертных площадках с Дмитрием Сухиным (сначала как помощник, а потом и самостоятельно), а также в клубе "Дом" как FOH-звукорежиссер. Примерно через год я точно знал - я могу заниматься живым звуком, но студия меня все-таки привлекает больше, чем концерты.

И тогда я полностью сосредоточился на студийной работе. Именно в это время появились мои первые серьезные записи - это и "Приключения Электроников", и Лина Милович, и "Мельница" и многие другие интересные проекты (кстати, фрагменты из самых, на мой взгляд, ярких композиций можно послушать в разделе "Мои работы").

Тогда же произошло и еще одно очень важное для меня событие: на конкурсе студенческих работ в Барселоне, проводимом в рамках 118-й конвенции AES, моя запись "Ходят кони..." в исполнении вокального квартета "KVATRO" заняла 1-е место! Стоит добавить, что это первый (и пока единственный) случай, когда российская работа взяла высшую награду на международном конкурсе.

А что же дальше? Прямо на конвенции я встретился с президентом AES Терезой Леонард (Theresa Leonard), которая пригласила меня на стажировку в Banff Centre, где она руководит отделением звукорежиссуры. Думаю, что от такого предложения никто бы не отказался, и целых три месяца я провел в Канаде, изучая особенности работы наших зарубежных коллег. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что значимость подобного опыта сложно переоценить.
Пожалуй, здесь в моей биографии можно поставить запятую или многоточие, потому что мы с Вами вплотную подошли к настоящему моменту моей жизни, и будущее мне предвидеть не дано. Но я точно знаю: на достигнутом останавливаться я не собираюсь, иначе жить будет невыносимо скучно!